РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ

ПО ПРАВАМЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят

ГосударственнойДумой

5 марта 2020 года

 

Одобрен

Советом Федерации

11 марта 2020 года

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Должность уполномоченного по правам человека в субъектеРоссийской Федерации может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантийгосударственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территориисоответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Должность уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации является государственной должностьюсубъекта Российской Федерации.

3. Деятельность уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации дополняет существующие средства защитыправ и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотракомпетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановлениенарушенных прав и свобод.

4. Средствами, указанными в настоящемФедеральном законе, законах субъекта Российской Федерации, уполномоченный поправам человека в субъекте Российской Федерации способствует восстановлениюнарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованиюзаконодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных нормативныхправовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовомупросвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм иметодов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в областиправ человека.

 

Статья 2. Правовая основа деятельностиуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

 

Правовую основу деятельности уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации составляют КонституцияРоссийской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права,международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы,федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации,конституция (устав) субъекта Российской Федерации, законы и иные нормативныеправовые акты субъекта Российской Федерации.

 

Статья 3. Принципы деятельностиуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

 

1. Деятельность уполномоченного по правам человека всубъекте Российской Федерации основывается на принципах справедливости,гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим откаких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

 

Статья 4. Требования, предъявляемые ккандидату на должность уполномоченного по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации

 

1. На должность уполномоченного по правам человека всубъекте Российской Федерации может быть назначен гражданин РоссийскойФедерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией,имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека игражданина, опыт их защиты.

2. Законом субъекта Российской Федерацииустановленный настоящим Федеральным законом минимальный возраст для кандидатана должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерацииможет быть увеличен, но не более чем на пять лет.

3. Кандидат на должность уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданствоиностранного государства либо вид на жительство или иной документ,подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерациина территории иностранного государства.

 

Статья 5. Порядокназначения (избрания) на должность уполномоченного по правам человека всубъекте Российской Федерации

 

1. Порядок назначения (избрания) на должность уполномоченногопо правам человека в субъекте Российской Федерации устанавливается конституцией(уставом) субъекта Российской Федерации и (или) законом субъекта РоссийскойФедерации с учетом требований настоящего Федерального закона и Федерального законаот 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации».

2. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должностьзаконодательным (представительным) органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации.

3. Право вносить в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерациипредложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека всубъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта РоссийскойФедерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъектаРоссийской Федерации (руководителю высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группедепутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления,некоммерческим организациям, зарегистрированным в установленном порядке иосуществляющим свою деятельность в области защиты прав и свобод человека игражданина, иным органам и организациям.

4. До рассмотрения кандидатур на должностьуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерациизаконодательный (представительный) орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации согласовывает их с Уполномоченным по правам человека вРоссийской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъектаРоссийской Федерации, проводит по ним консультации с иными органамигосударственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.

5. Назначенным (избранным) на должностьуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считаетсякандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации.

 

Статья 6. Срок полномочийуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

 

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации назначается (избирается) на срок, установленный конституцией(уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации,но не более чем на пять лет.

2. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с моментапринесения им присяги.

3. Истечение срока полномочийзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочийуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

4. Одно и то же лицо может заниматьдолжность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации неболее двух сроков подряд.

 

Статья 7. Требования, ограничения изапреты, связанные с замещением должности уполномоченного по правам человека всубъекте Российской Федерации

 

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации не вправе:

1) иметь гражданство иностранногогосударства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право напостоянное проживание гражданина Российской Федерации на территориииностранного государства;

2) одновременно быть членом СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иныегосударственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальныедолжности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

3) заниматься предпринимательскойдеятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлениикоммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, заисключением случаев, предусмотренных Федеральным закономот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» идругими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой илинеоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческаядеятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранныхгосударств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лицбез гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РоссийскойФедерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии илииного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. На уполномоченного по правам человека всубъекте Российской Федерации распространяются иные ограничения, а такжеобязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственныедолжности субъектов Российской Федерации, Федеральным закономот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Уполномоченный поправам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный закономсубъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую сего статусом, а также приостановить членство в политической партии на периодосуществления своих полномочий.

4. Если в течение срока, определенного всоответствии с частью 3настоящей статьи, уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, изаконодательный (представительный) орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации назначает (избирает) нового уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном статьей 5настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации при наличии оснований и в порядке, которыеопределяются законом субъекта Российской Федерации, обязан сообщатьпредседателю законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности приосуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликтуинтересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такогоконфликта в соответствии с требованиями Федерального законаот 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

6. Законом субъектаРоссийской Федерации для уполномоченного по правам человека в субъектеРоссийской Федерации может быть установлено требование об обязательности постоянногопроживания на территории субъекта Российской Федерации в течение срокаисполнения им своих полномочий.

7. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации обязан соблюдать иные требования, ограничения изапреты, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральнымизаконами и законами субъекта Российской Федерации.

 

Статья 8. Прекращение полномочийуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

 

1. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъектеРоссийской Федерации прекращаются с момента вступления в должность новогоназначенного (избранного) уполномоченного по правам человека в субъектеРоссийской Федерации, за исключением случаев досрочного прекращения полномочийв соответствии с частью 2настоящей статьи.

2. Полномочияуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаютсядосрочно по решению законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным,ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления егоумершим;

3) вступления в отношении его в законнуюсилу обвинительного приговора суда;

4) его выезда за пределы территориисубъекта Российской Федерации на постоянное место жительства в случае, еслитребование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерациив течение срока исполнения им своих полномочий установлено законом субъектаРоссийской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 7настоящего Федерального закона;

5) утраты им гражданства РоссийскойФедерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо полученияим вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянноепроживание гражданина Российской Федерации на территории иностранногогосударства.

3. По решению законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерациипосле консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерацииполномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерациимогут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления осложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья,установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам втечение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять своиобязанности;

3) утраты доверия в случаях,предусмотренных статьей 13.1Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействиикоррупции»;

4) несоблюдения им иных требований,ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другимифедеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4. Порядок досрочного освобожденияуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации от должностиустанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом требований,предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Решение о досрочном прекращенииполномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерациипринимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации.

6. В случае досрочного прекращенияполномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации новыйуполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации должен бытьназначен (избран) законодательным (представительным) органом государственнойвласти субъекта Российской Федерации не позднее 60 дней со дня принятия решенияо досрочном прекращении полномочий предыдущего уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации.

7. Назначение (избрание) новогоуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерацииосуществляется в порядке, установленном статьей 5настоящего Федерального закона.

 

Статья 9. Принятие к рассмотрению жалоби иных обращений уполномоченным по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации

 

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданинили лицо без гражданства вправе обратиться к уполномоченному по правам человекав субъекте Российской Федерации с жалобой, предложением или заявлением в письменнойформе или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений гражданРоссийской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданствауполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации применяетсяпорядок, установленный Федеральным закономот 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению ирассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе сроковрассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащеепредложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свободграждан (далее — обращение), уполномоченный по правам человека в субъектеРоссийской Федерации имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которыетот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение вгосударственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, ккомпетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованныеуполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами,находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией местпринудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часовнаправляются уполномоченному по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации.

5. Под жалобой,адресованной уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации(далее — жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации,иностранного гражданина или лица без гражданства (далее — заявитель) о защите ивосстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениямиили действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органовисполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации,органов государственной власти или иных государственных органов субъектаРоссийской Федерации (кроме законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации), органов местногосамоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих натерритории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельнымигосударственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявительобжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либоадминистративном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должнысодержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронныйадрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия)территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующихна территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти илииных государственных органов субъекта Российской Федерации (далее — государственныеорганы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее — муниципальные органы), организаций, действующих на территории субъектаРоссийской Федерации, наделенных отдельными государственными или инымипубличными полномочиями (далее — организации), нарушивших (нарушающих), помнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагатьсяматериалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов,связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) всудебном или административном порядке. Жалоба должна быть поданауполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не позднееистечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когдазаявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы уполномоченныйпо правам человека в субъекте Российской Федерации:

1) принимает жалобу к рассмотрению, еслиона соответствует требованиям, предусмотренным частями 5и 6настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы крассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5и 6настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен бытьмотивирован.

8. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации принимает жалобу к рассмотрению или отказывает вее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этомзаявителя.

9. В случае, если лицо, обратившееся сжалобой к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации,одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека вРоссийской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека вРоссийской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается нарассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Статья 10. Рассмотрение жалобуполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации

 

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы,муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которыхобжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организацийинформацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позициюв целом.

2. В случае необходимости проверкиобстоятельств, изложенных в жалобе, уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации вправе:

1) самостоятельно или совместно скомпетентными государственными органами, их должностными лицами игосударственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию обобстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать государственные органы,муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать местапринудительного содержания, находящиеся на территории субъекта РоссийскойФедерации, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующимипорядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать отгосударственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документыи материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующиеустные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством обознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решениепо которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами,предусмотренными федеральными законами и законами субъектов РоссийскойФедерации.

3. Порядок взаимодействия территориальныхорганов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правамчеловека в субъекте Российской Федерации, в том числе порядок оказаниясодействия уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации впредоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информациитерриториальными органами федеральных органов исполнительной власти, определяетсянормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Вцелях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органовисполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае, если в ходе рассмотренияжалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие)территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации выявленанеобходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свободчеловека и гражданина на территории соответствующего субъекта РоссийскойФедерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерациивправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации спросьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к егокомпетенции.

5. В случае, если в ходе рассмотренияжалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административногоправонарушения, уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органыдля принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административномправонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными входе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без ихписьменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотренияжалобы уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации должнабыть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверкиобстоятельств, изложенных в жалобе.

 

Статья 11. Права уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации на принятие мер по защите ивосстановлению прав и свобод человека и гражданина

 

1. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный поправам человека в субъекте Российской Федерации вправе:

1) направить государственному органу,муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях(бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека игражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных инеобходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Государственныйорган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившиерекомендации уполномоченного по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах вписьменной форме сообщить уполномоченному по правам человека в субъектеРоссийской Федерации;

2) обратиться в суд с административнымисковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в томчисле неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями(бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации,должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также личноили через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав исвобод человека и гражданина в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;

3) обратиться в соответствующиекомпетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством овозбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса обуголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа,муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии)которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также овозбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношенииорганизации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии)которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайствомо проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования вслучаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РоссийскойФедерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением опересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

2. Законом субъекта Российской Федерациимогут быть предусмотрены иные не противоречащие федеральным законам меры,принимаемые уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерациипо результатам рассмотрения жалоб.

3. При наличии информации о массовых илигрубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющихособое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересовлиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты,уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе пособственной инициативе провести проверку обстоятельств и принятьсоответствующие меры в пределах своей компетенции.

4. По результатам изучения и анализаинформации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итоговрассмотрения жалоб уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации вправе:

1) инициировать проведение общественныхпроверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;

2) обратиться в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации спредложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека игражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвоватьв них.

 

Статья 12. Взаимодействие уполномоченногопо правам человека в субъекте Российской Федерации с государственными органами,муниципальными органами, общественными объединениями и организациями,осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

 

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействуетс государственными органами, муниципальными органами, общественнымиобъединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека игражданина.

2. Законом субъекта Российской Федерации науполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут бытьвозложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте РоссийскойФедерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъектеРоссийской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлятьзащиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. Всоответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложенакоординация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

3. Общественные наблюдательные комиссии,сформированные в субъектах Российской Федерации, ежегодно не позднее 30 днейпосле окончания календарного года направляют уполномоченному по правам человекав субъекте Российской Федерации материалы по итогам осуществления общественногоконтроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

4. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации вправе иметь помощников, осуществляющихдеятельность на общественных началах.

5. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации вправе создавать общественные приемные натерритории субъекта Российской Федерации.

 

Статья 13. Участие уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации в деятельности посовершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свободчеловека и гражданина

 

1. В случае выявления в нормативных правовых актахсубъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актахнедостатков или пробелов, влекущих, по мнению уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации, нарушение прав и свобод человека игражданина, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерациивправе направлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации,иным государственным органам субъекта Российской Федерации, органам местногосамоуправления предложения по совершенствованию законов субъекта РоссийскойФедерации, иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации,муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободычеловека и гражданина.

2. Конституцией (уставом) субъектаРоссийской Федерации уполномоченному по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации может быть предоставлено право законодательной инициативы взаконодательном (представительном) органе государственной власти субъектаРоссийской Федерации.

 

Статья 14. Участие уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации в развитии межрегионального имеждународного сотрудничества в области защиты прав человека

 

1. Уполномоченный по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защитыправ человека.

2. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации способствует развитию международногосотрудничества в области защиты прав человека.

 

Статья 15. Участие уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации в правовом просвещении

 

В целях правового просвещения в области прав и свободчеловека и гражданина, форм и методов их защиты уполномоченный по правамчеловека в субъекте Российской Федерации вправе:

1) распространять в средствах массовойинформации, учредителями которых являются органы государственной властисубъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, информацию оправах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметырасходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободахчеловека и гражданина;

3) организовывать и проводитьнаучно-практические конференции, «круглые столы», конкурсы, семинары,совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свободчеловека и гражданина;

4) использовать иные формы и методыправового просвещения.

 

Статья 16. Доклады уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации

 

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарногогода уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерациинаправляет ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации,высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю верховногосуда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения,суда автономной области, суда автономного округа, прокурору субъекта РоссийскойФедерации, а также в иные органы, если это предусмотрено законом субъектаРоссийской Федерации.

2. Ежегодный доклад уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации представляется на заседаниизаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации уполномоченным по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации лично.

3. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации может направлять в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации,иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свободчеловека и гражданина.

4. Ежегодный доклад уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации, доклады уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации по отдельным вопросам нарушенияправ и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайтеуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ежегодный докладуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, докладыуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации по отдельнымвопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина в соответствии с закономсубъекта Российской Федерации могут быть опубликованы в печатном средствемассовой информации, учрежденном уполномоченным по правам человека в субъектеРоссийской Федерации, и (или) в печатном средстве массовой информации,учрежденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации дляобнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органовгосударственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальнойинформации.

 

Статья 17. Гарантии деятельностиуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

 

1. Государственные органы, муниципальные органы,организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие,работники указанных органов и организаций:

1) оказывают уполномоченному по правамчеловека в субъекте Российской Федерации содействие в осуществлении возложенныхна него полномочий;

2) предоставляют по запросамуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации сведения,документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления егополномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросене установлен иной срок.

2. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правомбезотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственныхорганов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями местпринудительного содержания.

3. Предоставление уполномоченному по правамчеловека в субъекте Российской Федерации информации, составляющейгосударственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну,осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации не обязан давать объяснения по существурассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять дляознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный по правам человека всубъекте Российской Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показанийпо гражданскому или административному делу, делу об административномправонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известнымив связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельностьуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с цельюповлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей,установленных законодательством Российской Федерации, законодательствомсубъекта Российской Федерации, или воспрепятствование законной деятельностиуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в иной формевлечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации,законодательством субъекта Российской Федерации.

 

Статья 18. Обеспечение деятельностиуполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и егоаппарата

 

1. Для обеспечения деятельности уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъектаРоссийской Федерации может быть создан аппарат уполномоченного по правамчеловека в субъекте Российской Федерации.

2. Обеспечение деятельности уполномоченногопо правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппаратаосуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РоссийскойФедерации.

 

Статья 19. Консультативный (экспертный)совет при уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации

 

1. При уполномоченном по правам человека в субъектеРоссийской Федерации в целях оказания консультативной помощи может быть созданконсультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественныхначалах.

2. Консультативный (экспертный) совет приуполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации состоит изспециалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека игражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение о консультативном (экспертном)совете при уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации иего персональный состав утверждаются уполномоченным по правам человека всубъекте Российской Федерации.

 

Президент

РоссийскойФедерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

18 марта 2020 года

30.06.2020 11:57