В соответствии с частью 1 статьи 10 Федеральногозакона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимаетсяситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная)государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять нанадлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которойвозникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностьюгосударственного или муниципального служащего и правами и законными интересамиграждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинениювреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества илигосударства.

Согласно части 1 статьи 19 Федеральногозакона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) конфликтинтересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованностьгосударственного гражданского служащего Российской Федерации (далее — гражданскийслужащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностныхобязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие междуличной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересамиграждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или РоссийскойФедерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересамграждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или РоссийскойФедерации.

При этом, в соответствии с частью 3 обозначеннойстатьи под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияетили может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей,понимается возможность получения гражданским служащим при исполнениидолжностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либонатуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно длягражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федеральногозакона N 79-ФЗ <1>, а также для граждан или организаций, с которымигражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следует также учитывать, что личная заинтересованность государственногослужащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могутполучить иные лица, например, друзья государственного служащего, егородственники. В связи с чем в настоящем обзоре для определения круга лиц, свыгодой которых может быть связана личная заинтересованность государственногослужащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которымисвязана личная заинтересованность государственного служащего».

Под указанные определения конфликта интересов попадают конкретные ситуации,в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностныхобязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих,составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», вкоторых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

 Типовые ситуации конфликтаинтересов на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования

 1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функцийгосударственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, скоторыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

 1.1. Описание ситуации

Государственныйслужащий участвует в осуществлении отдельных функций государственногоуправления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/илииных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственногослужащего.

 Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личнойзаинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника вписьменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственногослужащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающихнепосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которымисвязана личная заинтересованность государственного служащего. Например,рекомендуется временно вывести государственного служащего из состава конкурснойкомиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственнойслужбы является его родственник.

Комментарий

Осуществление государственным служащим функций государственногоуправления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственниковявляется одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существуетмножество разновидностей подобной ситуации, например:

— государственный служащий является членом конкурсной комиссии назамещение вакантной должности государственного органа. При этом одним изкандидатов на вакантную должность в этом государственном органе являетсяродственник государственного служащего;

— государственный служащий является членом аттестационной комиссии(комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведениюслужебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношенииродственника государственного служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функцийгосударственного управления в отношении родственников влечет конфликтинтересов. В частности, если государственный служащий предоставляетгосударственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа впредоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционнымиполномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятностьвозникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникамв большинстве случаев является незначительной.

 2. Конфликт интересов,связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

 2.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники илииные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственногослужащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условияхтрудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которойгосударственный служащий осуществляет отдельные функции государственногоуправления.

 Меры предотвращения иурегулирования

Государственныйслужащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателявыполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликтинтересов.

Уведомительныйпорядок направления государственным служащим представителю нанимателяинформации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требуетполучения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправезапретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе стем, в случае возникновения у государственного служащего личнойзаинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов,государственный служащий обязан проинформировать об этом представителянанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определениестепени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признакомвозникновения конфликта интересов, остается ответственностью самогогосударственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическимипоследствиями.

При наличииконфликта интересов или возможности его возникновения государственномуслужащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении инойоплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащийосуществляет отдельные функции государственного управления.

В случаеесли на момент начала выполнения отдельных функций государственного управленияв отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет вней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личнойзаинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника вписьменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемойработы в данной организации.

В случаеесли на момент начала выполнения отдельных функций государственного управленияв отношении организации родственники государственного служащего выполняют в нейоплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованностипредставителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случаеесли государственный служащий самостоятельно не предпринял мер поурегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуетсяотстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных)обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий илиего родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

 Комментарий

Всоответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе спредварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемуюработу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация,при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальнуювыгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своимидействиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. Вданном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативновлиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в егобеспристрастности и объективности.

Действующеезаконодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройствородственников государственного служащего. Тем не менее, ситуация, когдародственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией,работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией,рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданскогослужащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение имдолжностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащимпри исполнении должностных обязанностей доходов не только для самогогражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

 2.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует впринятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихсярезультатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которыеобладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личнаязаинтересованность государственного служащего.

 Меры предотвращения иурегулирования

Государственномуслужащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителянанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется,по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителюнанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссиипо размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого угосударственного служащего есть личная заинтересованность.

 3. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

 3.1. Описание ситуации

Государственныйслужащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личнаязаинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага(бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортныхрасходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которыхгосударственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функциигосударственного управления.

 Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не приниматьподарки от организаций, в отношении которых государственный служащийосуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственногоуправления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получениигосударственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношениикоторых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельныефункции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученныйподарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то вотношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарнойответственности, учитывая характер совершенного государственным служащимкоррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оносовершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов,требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов иисполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, атакже предшествующие результаты исполнения государственным служащим своихдолжностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, тогосударственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарковот заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутациигосударственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости отповода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о полученииродственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/илиорганизаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет илиранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

— указать государственному служащему, что факт получения подарков влечетконфликт интересов;

— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать егостоимость;

— до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликтаинтересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных(служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которыхбыл получен подарок.

 Комментарий

Установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнениемдолжностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могутпопытаться подарить государственному служащему подарок в связи с общепринятымповодом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. Вданной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи сисполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможностьобойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимоучитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставитгосударственного служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгодаможет негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей иобъективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать уграждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и,тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа игосударственной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованнойорганизации родственниками государственного служащего. Действующеезаконодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков ииных благ родственниками государственных служащих. Несмотря на это, следуетучитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойтисуществующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решениягосударственного служащего.

 3.2. Описание ситуации

Государственныйслужащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

 Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки отнепосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения.Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одногодарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получениигосударственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следуетуказать государственному служащему на то, что подобный подарок можетрассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей,в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а такжерекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю вцелях предотвращения конфликта интересов.

 4. Ситуации, связанные с явнымнарушением государственным служащим установленных запретов

4.1. Описание ситуации

Государственныйслужащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключениемнаучных) от иностранных государств, международных организаций, а такжеполитических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

 Меры предотвращения и урегулирования

Всоответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ гражданскомуслужащему запрещается принимать без письменного разрешения представителянанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств,международных организаций, а также политических партий, других общественныхобъединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанностивходит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителюнанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставленииразрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения,а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного испециального звания может породить сомнение в его беспристрастности иобъективности.

 7.2. Описание ситуации

 Государственныйслужащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживаетнарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организациидля устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами,руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственногослужащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованностьгосударственного служащего.

 Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорныхмероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачисоветов относительно того, какие организации могут быть привлечены дляустранения этих нарушений.

 Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом«советы», предоставляемые государственным служащим проверяемыморганизациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться вустной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могутразмещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любомслучае, если государственный служащий не просто информирует проверяемуюорганизацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги,необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретныеорганизации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению назаседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного служащегомогут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечитькачественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможностьполучения доходов родственниками государственного служащего или инымисвязанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личнойзаинтересованности.

7.4. Описание ситуации

Государственныйслужащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностейи временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентныхпреимуществ при совершении коммерческих операций.

 Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему запрещается разглашать или использовать вцелях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные всоответствии с федеральным законом к сведениямконфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными всвязи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяетсяв том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишьвременно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться отиспользования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполненияслужебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достояниемширокой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использованиягосударственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебныхобязанностей и временно недоступной широкой общественности, для полученияконкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуетсярассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарнойответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой,учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционногоправонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено,соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований опредотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение имобязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а такжепредшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностныхобязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо фактасовершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административногоправонарушения или состава преступления, данная информация представляетсяруководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебнойпроверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительныеорганы по подведомственности.

19.10.2015 22:52
432