Об обеспечении прав населения Курской области в период пандемии

3а 5 месяцев 2020 года в аппарат Уполномоченного по правам человека в Курской области поступило 341 письменное обращение, что больше показателя аналогичного периода прошлого года на 77 обращений в абсолютных значениях. В связи с приостановлением очного приема граждан в аппарате Уполномоченного с 23.03.2020, всего принято на личном приеме за истекший период текущего года 88 граждан, что почти в два раза меньше показателя АППГ (161). Вместе с тем ведется дистанционный прием граждан с использованием телефонной связи, видеоконференцсвязи. Так, в ходе анонсированного совместного приема граждан Уполномоченным по правам человека и руководством УФССП России по Курской области поступило 73 звонка, непосредственно к Уполномоченному обратилось 10 граждан. Всем обратившимся даны разъяснения, на контроле оставлено 4 обращения. Во взаимодействии с УФСИН России по Курской области организован прием осужденных в режиме видеоконференцсвязи.

Тематика обращений к Уполномоченному:

— на отсутствие в аптеках средств индивидуальной защиты, о нуждаемости в лекарственном обеспечении, о проведении теста на коронавирус;

— о нарушении режима самоизоляции;

-о нарушении санитарно-эпидемиологических норм в работе различных организаций;

— о возврате железнодорожных и авиабилетов;

— обращения от медицинских работников по поводу принуждения их к уходу в отпуск без содержания или в оплачиваемый отпуск вне установленного графика;

-по вопросам нарушения трудовых прав, в том числе жалобы на требования работодателя работать вопреки введенным на территории региона карантинным ограничениям, на невыплату заработной платы, на понуждение к увольнению, на неоплату больничного листа;

-претензии к работе служб занятости населения, в том числе жалобы на трудности в получении статуса безработного, отсутствие технической возможности зарегистрироваться онлайн, невозможность встать на учет в связи с отсутствием постоянной регистрации;

-по вопросам приобретения гражданства, исполнения решений об административном выдворении, депортации:

— о нарушении прав осужденных в исправительных учреждениях и СИЗО (медицинское обслуживание, наложение взысканий, несогласие с судебными актами).

Уполномоченный по правам человека в Курской области отмечает самоотверженность медицинских работников по противодействию распространения коронавирусной инфекции на территории нашего региона. Несмотря на то, что к нам вернулись наши земляки, которые работали в Москве и Санкт-Петербурге, а также те кто отдыхал за пределами Российской Федерации, эпидемиологическая обстановка на территории нашего региона не вышла из под контроля. Это стало возможным и благодаря постоянному вниманию к этому вопросу со стороны администрации Курской области и, прежде всего, Губернатора Курской области. Практически в ручном режиме пришлось решать целый ряд возникших проблем организационного, материального и кадрового характера.

Тем не менее существуют еще некоторые проблемные вопросы, которые нам необходимо решать как на региональном, так и на федеральном уровне.

1. Необходимость обязательного централизованного обеспечения всех лечебных учреждений аппаратами КТ (компьютерной томографии), аппаратами ИВЛ (искусственной вентиляции легких) и аппаратами ЭКМО (экстракорпоральной мембранной оксигенации), средствами индивидуальной защиты (СИЗ) медицинских работников и специальными тестами для определения заболевания. Это связано, в том числе с тем, что стоимость обследования на КТ в частной клинике установлена от 1500 рублей, естественно финансовая возможность есть не у всех граждан.

2. Объективная оценка места и роли иных государственных структур, а также частных клиник в преодолении пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Эта оценка должна проводиться в отношении территориальных органов МЧС РФ, войск РХБЗ МО РФ, структурных подразделений органов местного самоуправления, ответственных за организацию гражданской обороны, в том числе за обеспечение населения средствами индивидуальной защиты. Такая оценка должна проводиться с участием медицинского сообщества и представителей гражданского общества.

3. Внесение необходимых изменений в действующие учебные программы и планы всех учебных заведений медицинского профиля в целях обеспечения профессиональной готовности студентов старших курсов и выпускников к работе в инфекционных отделениях, в том числе в условиях пандемии.

4. С учётом того, что пандемия затронула и такую часть нашего бытия, как прощание с умершими, необходимо решить вопрос о строительстве в отдельных субъектах Российской Федерации муниципальных учреждений, которые будут осуществлять процедуру кремации. Это связано также с тем, что карантинные ограничения пугают и озлобляют родных и близких усопших. Все стало сложным и не всегда подвластным человеческой логике.

5. Необходимо до минимума упростить существующие бюрократические процедуры, связанные с похоронными мероприятиями. Как известно родственникам усопших и без того убитых горем приходится получать целый пакет документов в различных инстанциях. В этот пакет входят не только медицинское свидетельство, которое выдает медицинское учреждение, но и «Свидетельство о смерти» с гербовой печатью, выдаваемое органами ЗАГСа, различного рода пропуска, а также документы из Пенсионного фонда. Посещение ПФР оказывается крайне непростым вследствие возложения на его региональные отделения обязанности по оформлению пособий на детей в связи с пандемией. Потенциальные возможности оформления заявления дистанционно через портал Госуслуг оказались иллюзорными, да и МФЦ в условиях карантинных мероприятий практически сократили предоставление таких услуг.

6. Необходима объективная оценка качества оказания плановых медицинских услуг населению, так как многие лечебные учреждения, в том числе в Курской области (БСМП и ряд других), прекратили или сократили их оказание в связи с перепрофилированием, переоборудованием или преобразованием в обсерваторы различного типа. Это привело к тому, что часть медицинских услуг стала недоступна для населения, что является прямым нарушением конституционных прав граждан.

7. С учётом рисков возникновения инфекционных вспышек в разного рода закрытых учреждениях, в том числе в системе учреждений исполняющих наказания, целесообразно рассмотреть создание в этих учреждениях специальных полностью изолированных участков (помещений, отделений) для инфицированных лиц, где бы обеспечивалась их полная изоляция с возможностью лечения. Одновременно в специализированных инфекционных учреждениях (ОБУЗ «Областная клиническая инфекционная больница имени Н.А. Семашко») необходимо оборудовать несколько палат для размещения данной категории инфицированных с учётом необходимости их охраны. Всё это потребует внесения в целый ряд федеральных и региональных нормативно-правовых актов изменений, инициаторами которых должны стать не только субъекты, наделённые правом законодательной инициативы в соответствии с требованиями статьи 104 Конституции РФ и ст. 4 Устава Курской области, но и все представители нашего гражданского общества.

0
01.06.2020 17:06

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!