Под видом деятельности…

Согласно закону собственники квартир вправе проверять объемы, качество и периодичность  оказания услуг и выполнения работ по содержанию жилья  в многоквартирных домах, но на практике не могут это сделать даже с помощью контролирующих организаций. Причина в том, что в нормативно-правовых актах, утвержденных постановлениями Правительства России,  указываются виды деятельности, а конкретный перечень услуг  отсутствует. Житель Курска Б., к примеру, заинтересовался тем, какие работы выполняет специализированная организация на ежемесячную плату за обслуживание лифтов дома. Но столкнулся только с терминами: «организация системы диспетчерского контроля», «обеспечение  проведения осмотров, технического обслуживания и ремонта» и прочее.
Уполномоченный по правам человека проанализировал  ситуацию с оплатой содержания жилья в многоквартирных домах и пришел к выводу о том, что при формировании проекта перечня услуг и работ, выполнение которых необходимо для надлежащего состояния общего имущества многоквартирного дома, у собственников, желающих разобраться в том, за что они должны платить, возникают трудности. Это связано с тем, что вместо конкретных услуг в нормативных актах указываются виды деятельности. Что они включают, остается тайной за семью печатями. А без конкретики как рассчитать оплату за реальные услуги и работы?
Уполномоченный по правам человека обратился в Правительство РФ с предложением разработать  и утвердить детальный перечень работ и услуг по содержанию  общего имущества в многоквартирном доме. Это позволит владельцам квартир  определить, что конкретно нужно сделать в доме, а не довольствоваться лишь видами деятельности. Кроме того, на федеральном уровне следует принять нормативно-правовой акт, согласно которому орган местного управления утверждал бы не фиксированную сумму платы за содержание жилья, как это делается сейчас, а соответствующие тарифы. С тем, чтобы по этим расценкам собственники квартир имели возможность оплатить реально оказанные услуги за определенный период. 
Из аппарата правительства пришел ответ о том, что обращение курского уполномоченного направлено для рассмотрения в Минстрой России, Ростехнадзор и Федеральную антимонопольную службу. Пока отозвался только Минстрой, который предложения омбудсмена не поддержал. В письме сообщается о том, что согласно действующему законодательству собственники помещений утверждают перечень, объемы и периодичность необходимых работ и на их основе формируют соответствующее задание лицу, ответственному  за содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также контролируют его выполнение. 
Проблемы, связанные с контрольными функциями, полагает Минстрой, вызваны не отсутствием перечня услуг, регулируемого федеральным законодательством, а пассивностью самих  собственников помещений, особенно тех, кто не принимает участия в утверждении списка выполнения работ, необходимых для содержания жилья в многоквартирном доме, на общем собрании. Чтобы проконтролировать проект перечня работ и услуг, а также эксплуатационную деятельность управляющей организации  и ее подрядчиков, указывается в ответе Минстроя, нужно обладать профессиональной грамотностью и специальными познаниями в этих сферах. 
Справедливости ради стоит заметить, что  предложения уполномоченного основаны на обращениях как раз-таки активных собственников, которые хорошо знают законы, на деле видят  несовершенство некоторых норм и обоснованно ставят вопрос об изменении принципа оплаты содержания жилья в многоквартирном доме. А их как будто не понимают. Или не хотят понять…
01.04.2016 15:34
786